Лучшее на сайте

Выносливость • Лекции запоры у детей
Опубликовал Sibiribiri, 28.07.2015, 17:11,

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ: ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(пособие для врачей-психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов)

Инструкция по применению

УЧРЕЖДЕНИЕ-РАЗРАБОТЧИК:

Белорусский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии и медицинской психологии

АВТОР: канд. мед. наук, доц. Т. А. Емельянцева

Подписано в печать 01.12.2011г. Тираж: 20 экз.

ВВЕДЕНИЕ

Синонимом гиперкинетического расстройства является синдром де­фицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Всемирная организация детской и подростковой психиатрии в 2004 г. признала синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проблемой №1 в сфере охраны психического здоровья детей.

Во-первых, СДВГ — самый распространенный диагноз в детской психиатрической практике (3-8 % в детской популяции).

Во-вторых, СДВГ — функциональный диагноз. Дефицит внимания, гиперактивность ребенка и импульсивность затрудняют процесс его обучения, нарушают отношения ребенка со сверстниками, педагогами и ро­дителями. Поведенческие проблемы ребенка с СДВГ во многом опреде­ляются отношением окружения к ребенку: пониманием, терпением, жела­нием помочь. Работа с родителями в этом случае является первостепенно важной в силу их заинтересованности и того факта, что большую часть времени ребенок проводит в семье.

В-третьих, СДВГ имеет высокую коморбидность с такими психиче­скими расстройствами, как специфическое расстройство развития речи, заикание, энурез, энкопрез, тики. Нарушения социального функциониро­вания в начальной школе, особенно в случае неадекватного воспитания родителями, могут приводить в более зрелом возрасте к развитию асоци­ального расстройства личности, формированию зависимости от психоак­тивных веществ, депрессивным расстройствам, суицидальному поведе­нию. Поэтому так важно на начальных этапах, в первых классах школы, обратить внимание родителей на трудности в воспитании и обучении де­тей с СДВГ, поддержать их, указать на позитивные моменты функциони­рования таких детей, помочь структурировать жизнь такого ребенка, по­верить в его будущее.

Психообразование родителей детей, страдающих гиперкинетическими расстройствами, организованное в формате групповых встреч, позволяет решить психологические проблемы самих родителей: минимизировать ощущение социальной изоляции, снять чувство вины за «плохое воспита­ние», приобрести эффективные способы взаимодействия с педагогами и т. п.

Такая групповая работа с родителями, безусловно, имеет экономиче­ские преимущества, т. к. не требует особых затрат и обладает достаточной эффективностью.

Предложенный вариант психообразовательной программы разрабо­тан в соответствии с утвержденными протоколами Европейской ассоциа­цией детской и подростковой психиатрии (European clinical guidelines for hyperkinetic disorder, 2004). Адаптирован к условиям оказания медицин­ской помощи детям в Республике Беларусь и может быть использован врачами-психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами в оказании медицинской помощи детям с гиперкинетическими расстрой­ствами в соответствии с проектом протоколов МЗ РБ.

С января 2008 г. психообразовательная программа для родителей по проблемам гиперкинетических расстройств у детей была внедрена в дет­скую психиатрическую практику на базе Минского городского клиниче­ского детского психоневрологического диспансера. Уже на первых этапах работы обратили на себя внимание высокая мотивация родителей к пред­ложенному методу работы. Клиническая эффективность проводимой пси­хообразовательной программы доказана на основании катамнестического анализа 250 клинических случаев.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Гиперкинетическое расстройство у детей F90 включает в себя нарушение активности и внимания F90.0 и гиперкинетическое расстройство поведения F90.1. Важно отметить, что в 90 % случаев выставляется диаг­ноз F90.1. Таким образом, поведенческие проблемы ребенка являются ос­новным местом приложения психотерапевтических вмешательств при оказании помощи детям с гиперкинетическими расстройствами.

Проблемное поведение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности включает в себя:

  •  протестные реакции (непослушание);
  • дезорганизующее поведение (ребенок не слушает учителя, встает во время урока и ходит по классу);
  • неадекватное поведение (ведет себя «как клоун»);
  • агрессивное поведение (может ударить импульсивно, чаще в ответ на провокации других детей, не отдавая отчета в последствиях);
  • делинквентное поведение (ребенка легко «подбить на плохое»);
  • травмоопасное поведение (везде лезет, часто не сформировано чувство опасности).

Важно понимать, что указанные поведенческие проблемы обуслов­лены преимущественно биологическими факторами: функциональной не­зрелостью/недостаточностью мозга.

Социально-психологические факторы могут усилить проявление оп­позиционных и агрессивных поведенческих реакций ребенка.

Изменив отношение родителей к проблемам ребенка, мы можем из­менить поведение самого ребенка.

Европейские протоколы оказания медицинской помощи детям с ги­перкинетическими расстройствами и проект протоколов МЗ РБ рассматривают психообразовательную работу с родителями в формате “первой линии” во всех случаях СДВГ.

Родители детей. страдающих гиперкинетическими расстройствами, ну­ждаются в ннформационной и психотерапевтической помощи. Проводи­мое нами исследование «семейного стресса» обнаружило в 70 % случаев наличие чувства социальной изоляции у родителей, в 60 % — чувства вины за «неправильное» воспитание детей. Родители не выдерживают упре­ков со стороны окружающих и в 50% случаев «срываются на крик» вме­сто терпеливого и спокойного объяснения.

Понимание причин дефицита внимания и гиперактивности родите­лями, «слабых» и «сильных» сторон данного расстройства, позволяют принять ребенка таким, какой он есть, с терпением и любовью помогать строить ему отношения с окружающим миром. Самое страшное. когда гиперактивный ребенок живет с ощущением, что с ним поступают “несправедливо”, когда он начинает верить, что он «плохой», когда даже собственные родители перестают верить в него. Тогда и формируется асоциальное расстройство личности.

Понимание родителями эмоциональных проблем ребенка и собст­венных эмоциональных трудностей формирует осознание того, что дети с гиперкинетическим расстройством нуждаются в помощи, постоянном контакте и защите с целью профилактики у них невротических рас­стройств, расстройств настроения и суицидального поведения. По данным наших исследований, у таких детей в 40 % случаев отмечается депрессив­ная симптоматика.

Внимание детей с гиперкинетическим расстройством невозможно развить никакими психологическими тренингами, его можно только мо­тивировать. Ребенка нужно уметь заинтересовать, увлечь. Когнитивные проблемы ребенка с гиперкинетическим расстройством можно сравнить со «слабой батарейкой» мозга. Его успехи в обучении, как и настроение, поведение напоминают «качели»: когда ребенок не выспался, устал, нахо­дится в плохом настроении его проблемы поведения и обучения в школе становятся более очевидными. Родителям важно иметь адекватные ожи­дания от успехов обучения такого ребенка в школе, помогать ему решать проблемы самоорганизации.

В научении эффективным приемам поведенческой терапии в воспитании родителям приходится понять, что гиперактивный ребенок крайне нетерпелив и живет по принципу «кусочка конфеты». Если предложить ему «кусочек конфеты немедленно» или «целую конфету через две минуты», он выберет «кусочек». Таким детям не хватает «гормонов радости», им часто бы­вает «скучно». Их надо чаще хвалить, поощрять. Наказывать их тоже на­до, но за дело, лишая любимых занятий. И контролировать, формировать внешнее окружение, направлять их активность: «у бурной реки должны быть хорошие берега».

К сожалению, литературные источники по теме гиперкинетичесого расстройства у детей содержат самую противоречивую информацию. Оте­чественные учебники психиатрии по-прежнему склонны описывать «гипердинамический» синдром в рамках «резидуальных последствий раннего органического поражения ЦНС». Современные сайты Интернет-источников употребляют термин «дети-индиго», рассказывая об экстрасенсорных способностях этих детей и необычной ауре «фиалкового» цвета.

Накопилось достаточно убедительных научных данных, что наруше­ние активности и внимания — «семейное» расстройство. На вопрос: «В кого ребенок такой?» в 50-70 % случаев мы получаем ответ: «Папа (мама) были такими же шустрыми в детстве и имели проблемы обучения в школе». Адекватная информация о природе гиперкинетического рас­стройства помогает родителям не только понять истоки проблемного по­ведения ребенка, но и осознать причины собственных жизненных трудно­стей, привлечь свой опыт, снова поверить в своего ребенка и помочь ему.

Психообразовательная программа для родителей детей с гиперкине­тическими расстройствами, организованная в формате групповых встреч, помогает родителям избавиться от ощущения «социального одиночества» в преодолении проблем поведения и обучения такого ребенка в школе, позволяет приобрести новый опыт эффективного взаимодействия с ре­бенком и школой, укрепляет ресурсами психологической поддержки.

ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОБЛЕМАМ СДВГ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Психообразовательная программа для родителей детей с гиперкине­тическими расстройствами подразумевает информационную работу с ро­дителями и групповую психологическую поддержку. Осуществляется с целью повышения эффективности оказания медицинской помощи детям с СДВГ и предупреждения у них коморбидных психических и поведенче­ских расстройств.

В осуществлении предложенного инновационного подхода основным терапевтическим фактором является изменение отношения семейного ок­ружения к проблемам поведения и обучения ребенка с СДВГ.

Задачи:

  • адекватная оценка родителями возможностей медицины в лечении гиперкинетических расстройств (СДВГ);
  • лучшее понимание своих детей, биологической природы наруше­ний внимания и гиперактивности/импульсивности у ребенка, сопутст­вующих поведенческих проблем и проблем обучения в школе;
  • осознание родителями важности влияния социально-психологических факторов (окружения ребенка) на выраженность поведенческих проблем, включая вопросы воспитания ребенка дома и в школе,
  • обучение родителей эффективным приемам поведенческой терапии в воспитании и образовании ребенка с СДВГ.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Участие в психообразовательной программе для родителей по про­блемам гиперкинетических расоройсгв у детей определяется:

1) наличием установленного диагноза гиперкинетического расстрой­ства F90, различных форм:

а) нарушения внимания с гиперактивностью F90.0;

б) гиперкинетическим расстройством поведения F90.1;

2)   мотивацией родителей к участию в программе.

Противопоказаниями для участия в психоорбразовательной про­грамме могут являться другие психические и поведенческие расстройства, которые могут сопровождаться гипердинамическим синдромом:

–      расстройства аутистического спектра;

–      умственная отсталость;

–      эпилепсия;

–      эндокринные расстройства с гиперфункцией щитовидной железы;

–      соматические заболевания, где в лечении активно используются глюкокортикостероидные препараты.

Относительным противопоказанием может быть специфическое рас­стройство развития с задержкой речевого развития и гиперкинетическим синдромом F83.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Определяющим моментом для направления на психообразовагельную группу является мотивация родителей для участия. Информационная работа включает в себя следующие темы:

  1. «Мифы» и реальность СДВГ;
  2. Проблемы обучения в школе;
  3. Эмоциональные проблемы детей и их родителей;
  4. Основы поведенческой психотерапии.

Лекции проводятся один раз в неделю, в вечернее время, без детей, в присутствии одного/двух родителей, допускается присутствие других взрослых членов семьи, участвующих в воспитании ребенка. Длитель­ность лекционных занятий — 2,5-3 часа. Количество участников — 10-15 человек.

Информация для родителей по проблемам гиперкинетического рас­стройства может быть представлена в формате мультимедийных презен­таций, с использованием видеоматериалов, раздаточных печатных материалов с обязательным текущим обсуждением с привлечением всех уча­стников группы.

Информационная работа дополняется родительской группой под­держки, которая проводится I раз в месяц, в строго фиксированное время (например, каждый последний четверг месяца, в 17.30). Группа открытая. Регулярность посещения такой группы определяется самим родителем. Длительность групповой встречи — 2,5-3 часа. Группа поддержки «Роди­тели — родителям» особенно востребована теми, кто один воспитывает ребенка и в случаях тяжелых форм гиперкинетического расстройства.

Ведущий группы (психотерапевт/психолог) заранее может планиро­вать выступление кого-то из родителей, который может поделиться ус­пешным (или не очень успешным) опытом преодоления проблем обуче­ния и поведения ребенка. На занятия могут приглашаться учителя и вос­питатели, мотивированные в сотрудничестве.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность группой психообразовательной работы оценивается в целом, спустя 6 месяцев от начала работы с учетом того, что информаци­онная работа занимает около 1 месяца и всегда нужно время для практи­ческого закрепления полученных знаний.

Для оценки эффективности используются оценочные шкалы Вандербиля (NICHQ Vanderbilt), приведенные в приложении к инструкциям.

Важно понимать, что СДВГ — «диагноз на годы». Если оценивать динамику составляющих его симптомов, то наилучший прогноз имеет ги­перактивность (чрезмерная активность), которая проходит к 10-14 годам. С возрастом уменьшается и импульсивность (нетерпеливость). Наруше­ния внимания, затрагивающие проблемы самоорганизации, трудности в формулировке собственных мыслей и выполнении целенаправленных действий могут даже усугубляться с течением времени.

Поэтому мишенью для психотерапевтического воздействия в случае СДВГ являются сопутствующие поведенческие проблемы — реакции оп­позиции, которые обусловлены биологической природой дефицита вни­мания и гиперактивности/импульсивности и могут быть усилены в случае неадекваного воспитания: эмоциональных проблем самих родителей, не­последовательного воспитания, противоречивого воспитания, слишком жесткого воспитания и гиперопеки.

Оценочные шкалы Вандербиля (NICHQ Vanderbilt) содержат как шкалу оппозиционного поведения, так и шкалу школьной адаптации, по-этому могут бьпь рекомендованы для оценки эффективности психообразовательной для родителей по проблемам СДВГ (прил.).

Дополнительно для оценки эффективности групповой психообразовательной работы с родителями может быть использована предложенная нами шкала «семейного стресса» (см. приложение).

С целью повышении (эффективности психообразовательной работы для оценки и развития групповой динамики могут быть использованы предложенные нами шкалы эффективности каждого занятия (прил.).

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.«Мифы» СДВГ

Миф № 1: «Искусственно созданная проблема»

Важно понимать, что гиперкинетическое расстройство (СДВГ) медицинский диагноз. Распространенность гииеркинетического расстрой­ства у детей составляет 3-8 % в детской популяции. Таким образом, только в г. Минске таких детей должно насчитываться около 20 ООО. Официально на учете в Минском городском клиническом детском психоневрологиче­ском диспансере состоит более 500 детей. Очевидны проблемы недоста­точной информированности как родителей, так и педагогов в отношении данного диагноза и низкой мотивации родителей к обращению за помо­щью к детским психиатрам.

Гиперкинетическое расстройство представляет собой достаточно изученное заболевание. Первые описания СДВГ появились в начале XX века, а лечение впервые описано в 1937 г. Понимание этого расстройства развивалось с течением времени. В «Клинических лекциях по психиатрии детского возраста» Г. Е. Сухаревой (1955) клиническое описание СДВГ приведено в разделе психопатий, связанных с поражением головного моз­га на ранних этапах онтогенеза. «Бестормозные» дети характеризуются повышенной отвлекаемостью внимания, чрезвычайным непостоянством, изменчивостью интересов и жаждой новых впечатлений. У них страдает целенаправленность мыслительных процессов, поэтому суждения по­верхностны, поспешны и недостаточно последовательны. В их фантазиях есть элемент конфабуляции, хвастовство, бахвальство и нередко прямая ложь. Такие дети недостаточно критичны к собственному поведению, беспечны. Движения избыточны, быстры, угловаты, порывисты. Мелкие движения неточны, нередко отмечаются синкинезии, некоторые навязчи­вые движения (кусание ногтей, почесывания, сосание пальцев). Речь бы­страя, часто фонетически дефектная (легкая шепелявость, неточное про­изношение «р» и «л»). Неспособность к организованной систематической деятельности у таких детей становится причиной многочисленных кон­фликтов в школе. Хвастовство, ложь, непостоянство приводит к наруше­нию общения среди сверстников.

Развитие параклинических методов исследований нервной системы (ЭЭГ, М-Эхо, КТ головного мозга и др.) привело к введению в 60-х годах прошлого века в отношении «бестормозных детей» термина «минималь­ной мозговой дисфункции». Достаточно часто у таких детей обнаружива­ется рецидивирующая невротическая симптоматика в виде тиков, заика­ния, энуреза, энкопреза в сочетании с самыми разными изменениями со стороны нервной системы (незначительными отклонениями со стороны неврологического статуса, изменением активности ЭЭГ и др.). В настоя­щее время в научной литературе термин «минимальная мозговая дис­функция» занимает второстепенное положение, хотя еще продолжает фи­гурировать в клинической практике.

Диагноз «дефицита внимания» (Attention deficit disorder — ADD) пришел к нам из американской классификации психических и поведенче­ских расстройств DSM-III (1980).

Термин «нарушение активности и внимания» (Attention deficit hyper­activity Disorder— ADHD) стал употребляться в DSM-IV (1994).

Вместе с новым обозначением пришло принципиально новое пони­мание природы данного расстройства.

В 1960 г. доктор Stella Chess назвала гиперактивными детей, которые «выполняют любое действие быстрее обычного ребенка и/или находятся в постоянном движении» и это НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО связано с ЗПР (задерж­кой психического развития) или повреждением мозга, а может представ­лять «чрезвычайную степень вариации темперамента у ребенка», наслед­ственно обусловленную.

В 1974 г. Virginia Duglas указала на то, что основным в клинической картине гиперкинетического расстройства является НЕ гиперактивность (гипердинамический синдром), а дефицит внимания и импульсивность.

Имея определенную «слабость» нервной системы, наследственно обусловленную и/или приобретенную в результате воздействия перина­тальных вредностей, ребенок с СДВГ не в состоянии удерживать внима­ние как все другие дети. Желание такого ребенка подвигаться (покрутить головой, покачаться на стуле, повертеть что-то в руках, походить по клас­су и т. п.) может рассматриваться, как попытка включить мозг на новый цикл внимания.

Поэтому реализация двигательной активности ребенка с СДВГ явля­ется важным терапевтическим фактором. На деле же родители, педагоги пытаются ограничить двигательную активность такого ребенка на уроке и даже на перемене.

В настоящее время гиперкинетическое расстройство в МКБ-10 вы­ставляется тогда, когда школа и семья не справляются с проблемным по­ведением ребенка, длительность нарушений составляет более 6 месяцев и нарушения имели место до 7-летненго возраста.

Нарушения концентрации внимания наблюдаются с первых лет жиз­ни: «нужно повторять все четыре-пять раз, чтобы он понял … хотя, когда он что-то делает, видно, что он способный…».

В детском возрасте гиперактивность в сочетании с моторной нелов­костью часто проявляются отсутствием инстинкта самосохранения: такие дети могут постоянно бегать, лазить по деревьям, заборам, постоянно натыкаться на предметы, других детей. Каждый 5-й ребенок с СДВГ под­вергается хирургическим вмешательствам по поводу тяжелых травм как жертва несчастного случая.

Такому ребенку трудно научиться завязывать ботинки, застегивать пуговицы, рисовать, играть в мяч. Такие дети проливают или роняют еду, плохо жуют пищу. Настоящая проблема неразвитой моторики может выясниться только тогда, когда обнаруживается, что ребенок не может ус­пешно заниматься спортом.

Очевидные проблемы начинаются в школе. Недаром в постановке диагноза «Нарушение активности и внимания F90.0» и «Гиперкинетиче­ского расстройства поведения F90.1» врач-психиатр полагается на слова учителя и/или родителя.

Существуют определенные шкалы, которые содержат в себе характе­ристики дефицита внимания и гиперактивности, а так же сопутствующих проблем. Наиболее часто используемые:

–      для педагогов — Connors Teacher’s Checklist, Vanderbilt Teacher’s Scale;

–      для родителей — Connors Parent’s Checklist, Vanderbilt Parent’s Scale.

Миф № 2: «Невоспитанные»

Родителям часто приходится слышать от окружающих, что ребенок «невоспитанный»: он непослушен, отказывается подчиняться, поступает наперекор, стремится добиться своего, легко «выходит из себя».

За последние 50 лет накопилось достаточно научных данных, кото­рые свидетельствуют о том, что СДВГ обусловливается:

  • «семейными» факторами;
  • низким весом при рождении и/или незрелостью плода;
  •  курением матери во время беременности;
  • проблемами в родах, включая «кесарево сечение».

Может наблюдаться сочетание указанных факторов.

Важно отметить, что природа СДВГ остается недостаточно изученной.

Наиболее популярными в настоящее время являются две модели: де­фицита энергетических ресурсов и дефицита управляющих «лобных» функций, которые касаются реализации исполнительских функций (самостоятельно направляемых действий).

Ключевым моментом теории дефицита “лобных” функций R.A. Barkley (1997) является «дефицит запрещающего поведения», который при­водит к неспособности ребенка с СДВГ сдерживать и откладывать ответ­ные реакции на внешние стимулы.

Основное положение модели дефицита энергетических функций J. Sergeant (2000) заключается в том, что несовершенство механизмов за­прещающего действия зависит от энергетического (биоэнергетического, медиаторного) статуса ребенка.

Одной из ключевых теорий СДВГ рассматривается функциональная слабость дофаминовых структур мозга.

Как известно, обмен дофамина обеспечивает:

  • отбор наиболее значимых сигналов, поступающих в центральную нервную систему с периферии;
  • мотивацию и удержание внимания;
  • регуляцию сложных движений;
  • переживание удовольствия.

Важно понимать, что ребенок с СДВГ — «социальный инвалид по биологическим причинам»: он знает, как вести себя правильно, но не мо­жет это осуществить. И его нельзя за это ругать.

В настоящее время стандартом лечения СДВГ, наряду с психообра­зованием, во многих странах являются препараты группы психостимуля­торов.

Психостимуляторы эффективны в 80 % случаев, но не решают про­блему созревания мозга, а позволяют лишь «выиграть время». Ребенок с СДВГ получает равные шансы в жизни по сравнению со здоровыми деть­ми и начинает заново выстраивать свои адекватные отношения с окру­жающими. Назначение психостимуляторов проводится только под стро­гим контролем врача-психиатра с учетом показаний.

Назначение психостимуляторов при тяжелых формах СДВГ имеет свои «плюсы» и «минусы». Важно понимать, что назначение психостиму­ляторов — достаточно легкий путь решения проблем поведения и обуче­ния такого ребенка в школе. Но этот путь не может заменить процесс вос­питания.

Миф № 3: «Это перерастет…»

До недавнего времени считалось, что гиперкинетическое расстрой­ство — «детский» диагноз.

Гипердинамический синдром действительно «уходит» с возрастом 10-14 лет. Дефицит внимания обычно сохраняется и даже может нарастать. Подросток может сказать, что испытывает трудности в формулировке сво­их мыслей, чувств, он всегда опаздывает. Импульсивность (нетерпеливость) также сохраняются, хотя с развитием сознания, сдерживающих на­чал, она не столь очевидна: дождаться своей очереди уже возможно.

В 40-50 % случаев диагноз переходит во взрослую жизнь.

DSM-V предлагает следующие критерии СДВГ у взрослых.

А. Имеется шесть и более симптомов, присутствующих более 6 ме­сяцев:

  •  принятие решений неосознанно и импульсивно;
  •  сложно останавливать свои действия и поведение когда необхо­димо;
  •  начало выполнения задания, не читая и не выслушивая указаний внимательно;
  •  сложно сдерживать обещания;
  • сложно выполнять что-то в правильном порядке;
  • экстремальное вождение;
  • «витание в облаках», когда нужно сконцентрироваться;
  • трудно планировать наперед или подготавливаться к предстоящим событиям;
  • невозможность заниматься неинтересным занятием.

Б. Некоторые симптомы присутствовали в детстве или в возрасте до 16 лет.

В. Указанные симптомы присутствуют в 2 и более областях деятель­ности (образовании, дома, профессиональной и социальной активности).

Г. Необходимо четкие доказательства признаков социальной дез­адаптации в получении образования, совместном проживании/замужестве, воспитании детей, планировании семейного бюджета и т. п.

Д. Симптомы не проявляются исключительно в течение психотиче­ских расстройств, таких как шизофрения и др., аффективных расстройств, тревожных расстройств, диссоциативных расстройств.

Миф № 4: «Будущие преступники»

«Ленивые», «непоседы», «тупые», «без тормозов» дети с СДВГ пред­ставляют собой группу риска по всем видам девиантного поведения. В си­лу биологической природы СДВГ такие дети склонны к реакциям протес­та. Они не могут испытывать длительного напряжения (фрустрации), они крайне импульсивны, нетерпеливы, склонны к вербальной и физической агрессии. Но если разбираться в каждом конкретном случае, кто виноват в драке или конфликте, чаще всего оказывается, что виноваты другие дети.

Их лучше «не трогать», потому что их реакции могут быть непред­сказуемы. Их активность надо направлять. Рядом всегда должен быть взрослый, потому что другие дети часто провоцируют агрессию.

Дети с СДВГ живут с ощущением, что с ними поступают несправед­ливо. Из них реально часто делают «козлов отпущения». Их трудно лю­бить, но надо любить… строптивых, неугомонных, с повышенным чувст­вом справедливости.

Важно не забывать, что самым главным стимулом выработки жела­тельного поведения с позиции бихевиорального подхода является любовь, особенно любовь родителей. Любовь и терпение, а еще контроль…

Дети с СДВГ в раза чаще экспериментируют с наркотиками как в силу конфликтных отношений с окружающим миром, так и в силу «дефи­цита удовольствия», обусловленного дефицитом дофамина.

Дети с СДВГ крайне доверчивы в силу своей инфантильности, их легко можно «подбить на плохое».

Утраченный инстинкт самосохранения, занятие экстремальными ви­дами деятельности в поисках адреналина обуславливает еще одну мета­фору СДВГ — «смерть от несчастного случая».

Поэтому важно формировать их окружение, направлять в спорт не ради спортивных достижений (здесь они редко добиваются успехов в си­лу моторной неловкости, крайней отвлекаемости на занятиях и нетерпе­ливости). Спорт способен развить самоорганизацию. Такими детьми надо заниматься.

Важно понимать, что основным условием перехода проблем дефици­та внимания и гиперактивности в поведенческие проблемы является не столько тяжесть расстройства, сколько неблагополучная семейная обста­новка:

–      неадекватное воспитание (несогласованное, непоследовательное, не учитывающее особенностей ребенка);

–      безнадзорность, асоциальный пример в случае неполной, асоци­альной или дисфункциональной семьи.

Коррекция поведенческих проблем СДВГ всегда требует семейной и поведенческой психотерапии.

2. Проблемы обучения в школе и их решение

Средний возраст обращения за медицинской помощью детей с СДВГ — 3 года 8 месяцев (Barkley, 2007). Однако в наибольшей степени симптомы СДВГ проявляют себя в школе. По нашим данным, обращение за помощью приходится в основном на возраст 6-8 лет.

Обучение в школе требует длительного сосредоточения внимания, достаточно развитого произвольного внимания, способностей восприятия информации визуально и на слух и, наконец, ограничения двигательной активности во время урока. Безусловно, клинические проявления СДВГ нарушают процесс обучения и приводят к недостаточному усвоению школьной программы.

Родителям и педагогам важно иметь адекватные ожидания от ребен­ка с СДВГ и учитывать его проблемы самоконтроля и самоорганизации.

Важно усаживать такого ребенка только за первой партой, чтобы была возможность контролировать его во время урока, только со спокойным ребенком или одного, проверять как он записал домашнее задание или за­писывать его самому.

Успеваемость ребенка с СДВГ сильно зависит от его настроения, от усталости, даже от погоды, от того выспался он или нет. «Качели» на­строения определяют «качели» успеваемости. И с этим можно только смириться и помочь ребенку. Например, спрашивать в начале урока.

Около 40-50 % детей с СДВГ имеют сопутствующие проблемы с обучением письму, чтению и математике (у каждого свои).

Вторичные проблемы СДВГ — заниженная самооценка и социальная изоляция. Такие дети крайне нетерпеливы, поэтому могут «тянуть» руку для ответа даже тогда, когда не совсем выучили урок. Они очень подвиж­ны и создается впечатление, что «их слишком много», «они заполняют собой все пространство». У них не сформировано чувство дистанции, по­этому они могут задавать бестактные вопросы учителю, гримасничать, показывать язык и становиться предметом насмешек других детей. Они крайне импульсивны и одновременно чувствительны к своему личному пространству, могут отвечать на провокации других детей непредсказуе­мой агрессией. Их могут постоянно ругать, говорить «ты плохой» и часто они начинают в это верить.

Эффективность психолого-педагогических мероприятий по отношению к ребенку с СДВГ в школе определяется:

  • верой учителя в ученика, хорошие взаимоотношения между ними;
  • сотрудничеством и эффективными коммуникациями между учи­телями и родителями;
  • эффективным командным взаимодействием между врачами, учи­телями, администрацией школы, школьными психологами и родителями;
  • образованностью учителя в отношении СДВГ;
  • сотрудничеством и взаимопомощью учителей друг другу.

Если мы даем рекомендации родителям: «Идите в школу после 7 лет: чем позже, тем лучше…», «Не думайте о следующих 5-ти годах… Вы сведете себя с ума, думая о том, как будет вести себя ваш ребенок в его взрослой жизни…», рекомендации учителям другие: «Подумайте о подго­товке ребенка к его взрослой жизни…».

Построить позитивные отношения учителя с ребенком помогут:

  • ежедневное личное приветствие;
  •  использование разных возможностей для сближения: «Как на­строение?», «Как прошли выходные?»;
  •  внимательное отношение к ребенку, доброта, поддержка;
  • избегание унижающей критики, некорректных форм высказыва­ний замечаний;
  •  эмоциональное, захватывающее проведение уроков с привлечени­ем к активному участию детей с СДВГ.
  • важно подмечать и указывать на успехи ребенка перед классом;

Сотрудничество между учителем и родителями является основным условием успеха обучения ребенка с СДВГ в школе:

  • должно быть ежедневным в случае СДВГ;
  • ставить целью ПОМОЧЬ ребенку, а не обвинить его;
  •  важно уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
  • стараться поддерживать авторитет школы.

Важно помнить, что поведение детей с СДВГ определяется не столь­ко сознанием, сколько внешним окружением. Учитель должен стать архи­тектором внешнего окружения:

–      ребенок с СДВГ должен сидеть как можно ближе к учителю, по­дальше от отвлекающих вещей (окна, шкафа с учебными принадлежно­стями); самая частая ошибка — посадить за последнюю парту: «пускай делает, что хочет, лишь бы не мешал»; необходимо обеспечить КОНТРОЛЬ за выполнением задания.

Уменьшение проблем с невнимательностью:

–      ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказ­ках для направления поведения в нужное русло, можно использовать пик­тограммы «будь внимательнее», «работай» и др.); важна просто физиче­ская близость учителя, лучше невербальные знаки физического присутст­вия (погладить, похлопать по плечу);

–      давать возможность ребенку с СДВГ подвигаться во время урока: «принеси журнал», «подай мел», «вытри с доски», «полей цветы».

Проблемы на уроке у детей с СДВГ возникают не потому, что они не могут сконцентрировать внимание, а потому, что им тяжело удерживать внимание не неинтересном для них.

Для привлечения внимания используется яркий раздаточный материал  музыкальное сопровождение, формат мультимодальной проекции, компьютер, проекция лазерной указки и т. п. Важно давать адекватные порции информации: не все сразу, чтобы не вызвать перевозбуждения у ребенка. Диалог с ребенком должен быть активным, ребенку с СДВГ осо­бенно важен контакт. Фактор новизны, элемент сюрприза, постоянное по­ощрение ребенка похвалой требуют от педагога дополнительных творче­ских усилий, но это единственный путь в преодолении проблем невнима­тельности и чрезмерной активности ребенка с СДВГ.

Продуктивность обучения детей с СДВГ определяется их хорошим настроением. Поощрениями могут быть устная похвала, комплимент, жест поощрения, жетоны поощрения «из кармана учителя», аплодисмен­ты класса, «смайлики» в дневник, «штампики» за хорошее поведение и т. п. Важна похвала родителям: письменная в дневник, по телефону, на родительском собрании.

Необходимо научиться «ловить» ребенка с СДВГ на хорошем пове­дении.

Важно предупредить негативные реакции со стороны одноклассни­ков и не создавать ощущения «особого статуса» ребенка с СДВГ, объяс­нить другим детям, что ребенок с СДВГ не «бестолковый», а имеет труд­ности и ему надо помочь.

Важно понимать, что проблемы СДВГ становятся очевиднее, когда ребенок устал и тогда необходима смена деятельности, индивидуальное задание: «отгадай загадку», «сложи картинку» и т. п.

Как правило, в моменты напряжения дети с СДВГ прибегают к сте­реотипным действиям: начинают грызть ногти, раздирают себя, сосут пальцы, ручки, даже мастурбируют. Поэтому важно разрешить им на уро­ке иметь в руках ластик, резиновое кольцо, четки и т. п.

Внимание ребенка с СДВГ значительно лучше в ситуации «один на один», поэтому для таких детей должны быть предусмотрены дополни­тельные индивидуальные занятия.

Обучение на дому ребенка с СДВГ является крайней мерой: с одной стороны, результаты успеваемости могут стать лучше, но будет страдать процесс социализации ребенка, который и так нарушен. Показанием для обучения на дому являются тяжелые формы СДВГ в сочетании с неблаго­получной семьей (асоциальной, диссоциальной).

Перевод в другую школу не решает проблем ребенка.

3. Рекомендации родителям гиперактивных детей

Дети с СДВГ в 5-10 раз чаше других детей страдают тревожными и депрессивными расстройствами. Тревожные расстройства у таких детей, по данным разных авторов, встречаются в 25-33 % случаев. Депрессивные расстройства, достигающие критериев депрессивного эпизода, отмечают­ся в 15-20 % случаев. Биполярное аффективное расстройство, которое практически не диагностируется у нас среди детей, в мировой практике встречается в 16-24 % случаев.

Дети с СДВГ в большей степени, чем другие дети, могут быть привя­заны к родителям, им особенно нужна «эмоциональная заправка» от ро­дителей, когда маленький ребенок часто прибегает и обнимает маму, уткнувшись в ее колени, или требует уложить спать рядом с собой. Они часто боятся пробовать что-то новое из-за страха, что не получится, ведь они хотят «все и сразу». У них развито воображение, поэтому их фанта­зии в страхах далеко выходят за пределы возраста и понимания. У них развита интуиция и они «кожей чувствуют» отношение к себе и «нелю­бовь» окружающих за их поведенческие проступки. У них в два раза чаще возникает депрессивная симптоматика, потому что они ощущают себя хуже других, постоянно виноватыми, ненужными, когда даже собствен­ные родители перестают в них верить, выслушивая постоянные упреки со стороны окружающих.

Их «слабая» нервная система не выдерживает стрессов и значительно чаще возникают невротические симптомы: тики, энурез, энкопрез, заика­ние, другие психосоматические жалобы: на головную боль, боли в живо­те, запоры, поносы, боли в теле (без медицинских причин). По нашим данным, половина детей с установленным диагнозом F90 имеют «систем­ные» неврозы, в 20 % случаев — два и более невротических расстройства.

Отдельная тема — суицидальные попытки и самоповреждающее поведение у таких детей и подростков. По данным современных исследо­ваний, у детей с СДВГ суицидальное поведение в возрасте до 18 лет встречается на 25 % чаще в сравнении с другими детьми. По данным на­ших исследований, суицидальные «мысли вслух» отмечаются у 17 % де­тей с СДВГ. Нетерпеливость таких детей, особенно подростков, приводит к импульсивному желанию немедленно изменить ситуацию и, к сожале­нию, может заканчиваться смертью в силу недооценки своих усилий: «не хотел умирать, но так получилось…».

В силу того, что СДВГ «очень семейное расстройство», родители не всегда способны помочь, быть рядом, т. к. сами испытывают эмоциональ­ные проблемы, имеют тревожную и депрессивную симптоматику, дости­гающую порой клинического уровня.

Осознание собственных эмоциональных проблем родителями приво­дит их самих к обращению за помощью к психотерапевту/психиатру и пониманию через себя того, насколько их дети нуждаются в помощи.

Важно помнить, что гиперактивные дети имеют много положитель­ных качеств: они щедрые, добрые, отзывчивые, энергичные, смелые (ино­гда слишком). У них хорошее чувство юмора, они ведут себя «непосредст­венно», поэтому часто выглядят «как клоуны». Они обладают повышен­ным чувством справедливости, они — врожденные оппозиционеры: снача­ла обязательно должны сказать «нет». Но с ними можно договориться.

4. Основы поведенческой терапии

Эффективность поведенческой терапии в комплексном подходе ока­зания помощи детям с СДВГ определяется тем, что поведение является основной жалобой и основным местом приложения усилий родителей, педагогов и медицинских специалистов с целью его изменения.

Поведенческая терапия детей с СДВГ определяется принципом: «Ни одно лекарство не может воспитать ребенка».

Родителям и педагогам важно понимать, что воспитательные меро­приятия эффективны только тогда, когда с ребенком налажены позитив­ные отношения, когда ребенок ощущает себя любимым и принимаемым, когда любовь окружающих способна стать стимулом изменения поведе­ния. Любовь, но не наказание…

Дети с СДВГ мало восприимчивы к наказаниям, но хорошо отклика­ются на похвалу, поощрения. Любимыми поощрениями для них являются просмотр телевизора, мультфильмов, игра в компьютере (не более 20-40 минут в зависимости от возраста), сотовый телефон, прогулки на воздухе, деньги на личные расходы.

Наказывать тоже надо лишением тех же привилегий. Соотношение похвалы и наказания должно составлять 5 : 1.

Примеры желательного поведения, которое нуждается в вознаграж­дении для ребенка младшего школьного возраста:

  • вовремя утром вышел из дома в школу;
  •  не получил замечания в дневник за поведение;
  • вовремя и качественно выполнил домашнее задание;
  • выполнил указание родителей с первого раза;
  • повесил свою одежду в нужном месте;
  • не дрался с сестрой в течение дня;
  • вечером без напоминания собрал портфель в школу;
  • вечером самостоятельно, без напоминания пошел спать (до 22.00 в дни перед школой; до 23.00 в пятницу и субботу).

Повышение мотивации желательного поведения у ребенка может на 50 % уменьшить его поведенческие проблемы. Важно понимать, что дети с СДВГ хотят вознаграждения немедленно, они часто предпочитают не качество, а количество.

«Тайм-аут» — эффективный прием поведенческой терапии, который определяется патогенетическими механизмами СДВГ. Как известно, дети с СДВГ крайне нетерпеливы и всегда хотят добиться своего. Кроме того, они склонны к «зацикливаниям» на своем желании, эмоциях, мотивах по­ведения в моменты перевозбуждения. Тогда пытаться договориться с ни­ми становится невозможным и бесполезным. Надо дать им «тайм-аут»: пусть успокоятся, отдохнут. Время «тайм-аута» определяется 2 минуты х возраст в годах. Место «тайм-аута» лучше определять в комнате, где при­сутствует взрослый, который может проконтролировать, чтобы ребенок ничего не делал в это время, а просто сидел на стуле или в кресле. Ма­леньких детей во время «тайм-аута» рекомендуется брать на колени и вместе с ними сидеть на стуле или в кресле отведенное время. Недопус­тимы «тайм-ауты» в темной комнате, где ребенку просто будет страшно.

Ребенок с СДВГ имеет проблему самоконтроля, поэтому нуждается в значительно большем внешним контроле и руководстве поведением в сравнении со сверстниками (даже в школьном возрасте не пускать гулять одних).

Поведение детей с СДВГ определяется в большей степени внешним окружением, чем внутренними правилами, потому первостепенно важным является организация внешнего окружения (шоколад прятать, компьютер вынести).

Ребенок с СДВГ имеет трудности в предвидении последствий своих действий, ему нужна система частых и четких внешних руководств и правил.

Для детей с СДВГ особенно важно:

  1. структурирование окружения, режим дня;
  2. мониторинг времени: использование таймера;
  3. не должно быть полной свободы (присутствие родителей или дру­гих взрослых постоянно);
  4. окружение должно оставлять возможность «выпустить пар», реа­лизовать двигательную активность;
  5. окружение должно быть безопасным (предвидеть возможные по­следствия гиперактивности);
  6. важно давать короткие, понятные, однозначные указания (недо­пустимы: «а не мог бы ты…»);
  7. непосредственный контакт (не с кухни: «принеси мне…», а ви­деть, что он слышит вас);
  8. говорить один раз, максимум два, потом применять штрафы;
  9. оповещать предварительно: «тебе осталось 5 минут…»;
  10. наказывать после невыполнения указания без унижения ребенка.

В начальной школе родителям рекомендуется вести специальныйдневник (при условии контакта с учителем):

День

Урок

Внимание

1

2

3

4

5

Активность

Поведение

 

Оценивается учителем в баллах: 0 — плохо; 1 —удовлетворительно; 2 — хорошо; 3 — отлично.

В старших классах родителям рекомендуется другой специальный дневник:

День недели

1

2

3

4

5

Внимание

Активность

Поведение

 

Оценивается учителем в баллах: 0 — плохо; 1 —удовлетворительно; 2 —хорошо; 3 — отлично.

Достигается договоренность об определенных привилегиях после школы (сладости, поход в развлекательный центр или в парк и т. п.).

Система наказаний с целью воспитания, определяемая родителем или педагогом, должна учитывать серьезность поведенческого проступка: при минимальном нарушении поведения можно не обратить внимания или предупредить; при повторном или серьезном нарушении — наказать (спо­койно, твердо, без лишних эмоций). Например: «исправительные работы» после урока, «домашний арест». Замечание в дневник не является эффек­тивным методом, т. к. приводит только к негативным последствиям дома.

Без наказания нельзя оставлять драки, обман, воровство.

Агрессивное поведение требует детального анализа и определения факторов, которые провоцируют такое поведение в каждом конкретном случае

Помощь родителям в формировании адекватной самооценки у детей является важной составляющей поведенческой терапии.

Формированию неадекватной самооценки способствуют:

  • постоянная критика ребенка;
  • идеализация ребенка: «ты — самый лучший»;
  • осуждение ребенка, навешивание на него ярлыков, негативное восприятие ребенка;
  • запугивание утратой любви: «будешь так себя вести себя даль­ше — сдадим в интернат»;
  • сравнение с другими детьми;
  • разочарование в ребенке;
  • отсутствие помощи ребенку в его трудностях.

Родителям и педагогам важно осознать и исключить указанные мо­менты воспитания, которые способствуют формированию неадекватной самооценки: как заниженной, так и завышенной.

Формированию адекватной самооценки способствуют:

  • безусловное принятие ребенка;
  • вера в него;
  • похвала, своевременная и от всего сердца;
  • отсутствие осуждения: «ты плохой»;
  • помощь ребенку в осознании важности каждого человека (инди­видуальности), принятии недостатков других без осуждения и критики;
  • помощь ребенку в осознании того, что люди могут помогать друг другу;
  • осознание и развитие способностей ребенка, помощь в самореали­зации;
  • помощь в преодолении трудностей;
  • помощь ребенку в принятии, как успехов, так и неудач.

Приложение 1

Шкала оценки симптомов поведенческих расстройств у детей с СДВГ 

ICHQ Vanderbilt

Дата:____________________

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________

Ф.И.О. того, кто заполнял опросник (родитель, учитель, др.)_________________

Инструкция: Пожалуйста, оцените поведение ребенка с помощью приведенного опросника. при оценке ориентируйтесь на наиболее типич­ное поведение ребенка в течение последних шести месяцев в сравнении с поведением сверстников.

Симптомы Никогда Иногда Часто

Очень часто

1. Неспособен внимательно следить за деталями, делает нелепые ошибки в письменных задани­ях 0 1 2

3

2. Имеет трудности в выполнении заданий или игровой деятельности, которые требуют со­средоточенного внимания 0 1 2

3

3. Не слушает, когда к нему обращаются 0 1 2

3

4. Не заканчивает начатого занятия (непредна­меренно и не ввиду низкого интеллекта) 0 1 2

3

5. Не собран, неорганизован 0 1 2

3

6. Избегает, не любит или не хочет соглашаться выполнять заданий, которые требуют повы­шенного внимания и умственного напряжения 0 1 2

3

7. Путает расписание, теряет вещи, необходимые для выполнения заданий или какой-либо дея­тельности (игрушки, книги, карандаши и т. п.) 0 1 2

3

8. Легко отвлекается на все, что происходит во­круг 0 1 2

3

9. Забывает выполнять каждодневные процеду­ры (почистить зубы ИТ. п.) 0 1 2

3

10. Беспокойно двигает руками или ногами, ерза­ет на месте 0 1 2

3

11. Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть 0 1 2

3

12. Начинает бегать и карабкаться куда-то, когда это неуместно 0 1 2

3

13. Не может тихо играть, неадекватно шумен 0 1 2

3

 

Симптомы Никогда Иногда Часто

Очень часто

14. Действует как «заведенный», как будто к нему ^ приделан «моторчик» 1 2

3

15. Чрезмерно разговорчивый, без учета социаль- ^ ных ограничений 1 2

3

16. Выпаливает ответы до того, как завершены ^ вопросы 1 2

3

17. Не способен стоять в очередях, дожидаться ^ своей очереди 1 2

3

18. Перебивает других или вмешивается в разго- ^ воры или занятия других 1 2

3

19. Вступает в конфликты со взрослыми 0 1 2

3

20. Теряет самоконтроль, склонен к эмоциональ- ^ ным «взрывам» 1 2

3

21. Не слушается и отказывается подчиняться ус- ^ танов ленным правилам взрослых 1 2

3

22. Поступает наперекор другим 0 1 2

3

23. Обвиняет других в своих ошибках и поведен- ^ ческих проблемах 1 2

3

24. Стремится добиться своего, легко «выходит из ^ себя» 1 2

3

25. Злой и раздраж!ггельный 0 1 2

3

26. Не забывает обид, стремится отомстить 0 1 2

3

27. Угрожает и шантажирует других 0 1 2

3

28. Грубит взрослым и употребляет нецензурные ^ слова 1 2

3

29. Обманывает, чтобы избежать наказания 0 1 2

3

30. Пропускает уроки без разрешения 0 1 2

3

31. Агрессивный, драчливый, склонен к физиче­ской расправе над животными и другими 0 людьми 1 2

3

32. Намеренно портит свои вещи и вещи других 0 1 2

3

33. Имеет серьезные поведенческие проступки q (кражи, нападения, вынос вещей из дома и т. п.) Другие поведенческие проступки (укажите сами) 1 2

3

34. Робкий, боязливый, тревожный 0 1 2

3

35. Боится пробовать делать что-то новое из-застраха, что не получится или совершить ошиб- 0ку 1 2

3

36. Недооценивает себя, ощущает себя хуже дру- ^ гих 1 2

3

37. Обвиняет себя, чувствует себя виноватым 0 1 2

3

38. Ощущает себя ненужным, жалуется «никто не ^ любит меня» 1 2

3

39. Грустный, несчастливый или удрученный 0 1 2

3

40. Неуверенный и слишком сомневающийся 0 1 2

3


3

 

Успешность Отлично Хорошо Удовлетво­рительно Иногда трудности Большие трудности
41. Общая оценка успеш­ности в школе 1 2 3 4 5
42. Чтение 1 2 3 4 5
43. Письмо 1 2 3 4 5
44. Математика 1 2 3 4 5
45. Отношения с родите­лями 1 2 3 4 5
46. Отношения с братья­ми/сестрами 1 2 3 4 5
47. Отношения с ровесни­ками 1 2 3 4 5
48. Участие в групповых (командных) играх 1 2 3 4 5
49. Самоорганизация 1 2 3 4 5
50. Выполнение указаний взрослых 1 2 3 4 5

 

  • Вопросы 1-9 — дефицит внимания
  • Вопросы 10-14 — гиперактивность
  • Вопросы 15-18 — импульсивность
  • Вопросы 19-26 — реакции оппозиции (протеста)
  • Вопросы 27-33 — др. поведенческие проблемы
  • Вопросы 34-40 — тревожно-депрессивная симптоматика
  • Вопросы 41-50 — социальная адаптация

Приложение 2

  1. ОЦЕНКА «СЕМЕЙНОГО СТРЕССА»
  2. Ф И О ребенка____________________________________________________________________
  3. Ф.И.О. родителя__________________________________________________________________
  4. Возраст родителей (на момент заполнения): мама__________________ ; папа__________
  5. Состав семьи, проживающих вместе (подчеркнуть): мама, папа, количество детей 1 2 3 4; бабушка, дедушка, тетя, дядя
  6. Указать очередность рождения ребенка с СДВГ: 12 3 4 
  7. Оценить в баллах
Оценка от 0 до 10
Качество своей жизни
Общая самооценка
Родительская компетентность(насколько вы довольны собой, как родителем)
Насколько вы довольны другим супругом, как родителем
Качество отношений между супругами
I (асколько проблемы ребенка с СДВГ определяют качество вашей жизни
Насколько проблемы ребенка с СДВГ влияют на ваши супружеские от­ношения
Насколько вы боитесь потерять любовь ребенка, если будете «принципи­альными» в воспитательных мероприятиях
Насколько вы испытываете чувство вины за проблемы ребенка
Насколько вы ощущаете «социальное одиночество» в решении проблем ребенка с СДВГ


 

Никогда Иногда Часто Очень часто
Проводите время вместе с ребенком (за общим за­нятием)
Непоследовательны в воспитании
Срываетесь на крик
Допускаете физическое наказание
Пытаетесь решить проблему ребенка за него (кото­рую он, в принципе, мог бы решить сам)

 

Перечислите основные проблемы ребенка с СДВГ, которые больше всего волнуют вас:

1.

2.

3.

4.

 

Приложение 3

АНКЕТА ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНОЙ ВСТРЕЧИ ГРУППЫ

Вопросы

Оценка от 0 до 10

Насколько вы чувствовали себя включенным в группу

Насколько сегодняшняя встреча способствовала обсуждению вашей проблемы

Насколько сегодняшняя встреча затронула ваши чувства

Насколько сегодняшняя встреча была продуктивной для вас

Насколько вы желаете встретиться вновь с группой после се­годняшней встречи

 

  1. Попытайтесь одним предложением выразить то, чем была для вас сегодняшняя встреча
  2. Какая информация помогла вам лучше понять проблему
  3. Какие решения проблемы для себя нашли вы в сегодняшней встрече
  4. Нуждаетесь ли в поддержке других родителей, дети которых име­ют подобные проблемы, как у вашего ребенка
  5. Ваши предложения

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: знать, чтобы помочь

Каждый знает этих детей — они добрые и непосредственные, но их невнимательность, непоседливость и нетерпеливость мешают проводить уроки.

Вы знаете их стремление к новым знаниям, но в силу их дефицита внимания и проблем самоорганизации они не могут соответствующим образом усвоить учебный материал.

НЕ МОГУТ, а не «не хотят»…

Эти дети крайне нетерпеливы и импульсивны, они не могут сдержать свои чувства, часто стараются ответить на ваши вопросы, не выслушав их до конца.

Они всегда в движении, им просто ТЯЖЕЛО высидеть на уроке, и даже если это получается, то на переменах они носятся как «ураган», сла­бо реагируя на ваши замечания.

СДВГ диагностируется в 3-15 % среди детей школьного возраста и обусловлено незрелостью определенных зон мозга, которые отвечают за контроль над поведением.

Проблемы СДВГ становятся более очевидными, если ребенок просто устал, не выспался.

В других странах таких детей лечат психостимуляторами, которые не применяются в Республике Беларусь.

Тем не менее, таким детям можно помочь! Такие дети особо нужда­ются в ПОНИМАНИИ и ПОМОЩИ учителей.

  1. Посадите такого ребенка перед собой, подальше от отвлекаю­щих предметов (например, окна). Ребенку с СДВГ просто необходимо ваше присутствие рядом, контакт в глаза, невербальные знаки вашего внимания и поощрения (погладить по голове, похлопать по плечу. Так бу­дет намного проще КОНТРОЛИРОВАТЬ поведение ребенка, имеющего проблемы с эмоционально-волевым контролем.

Нельзя усаживать вместе двух гиперактивных детей. Ребенок с СДВГ нуждается в постоянных напоминаниях, подсказках для направле­ния поведения в нужное русло. Периодически «включайте» внимание ре­бенка хлопком в ладоши, поднятием руки, звонком

  1. Проводите опрос такого ребенка в начале урока, в начале учебного дня, в начале рабочей недели. Для таких детей характерны «качели настроения», «качели успеваемости», которые мало зависят от них, но сильно зависят от того, насколько интересно для них вы излагаете учебный материал. Творчески подходите к преподаванию материала. Сохраните и пытайтесь развить ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ.
  2. Позвольте ребенку ия уроке подвигаться, давайте ему поруче­ния, связанные с движением (вытирать за каждым с доски, принести журнал, полить цветы, сходить за мелом). После этого на какое-то вре­мя он снова сможет сидеть спокойно.
  3. Позвольте ребенку крутить в руках на уроке ластик или рези­новое кольцо. Таким образом ребенок «включает» свои когнитивные функции. Это намного лучше, чем грызть ногти или ручку. Большинство детей с СДВГ тактильно-кинестетически воспринимают информацию.
  4. Позвольте уменьшить объем письменных заданий на уроке и домашних заданий для такого ребенка. Станет легче вам, ребенку и его родителям.
  5. Объясните другим ученикам трудности в обучении ребенка с СДВГ. Этим вы предупредите негативное отношение других детей и не сформируете ощущения «особого» положения ребенка с СДВГ.
  6. Поддерживайте позитивные отношения с ребенком. Не забы­вайте лично поприветствовать, спросить «как дела?», «как прошли ыходные?». Дети с СДВГ особо чувствительны к доброму отношению к ним, так как имеют чаще заниженную самооценку. Избегайте унижаю­щей критики, особенно в присутствии других детей. Как учитель, не допускайте того, чтобы ребенок поверил, что он «плохой». Такие дети больше других склонны к суициду.
  7. Помните, что похвала намного эффективнее замечаний в днев­ник. Попробуйте ставить «смайлики» за хорошее поведение. Научить замечать это хорошее поведение у ребенка.
  8. Верьте в него, возможно из него получиться выдающийся ар­тист, врач, журналист или конструктор. Такие дети крайне креативны. Помогите раскрыть и развить их способности.
  9. Постарайтесь набраться терпения и мужества и сохранить сотрудничество с родителями таких детей, тем самым вы поддержите авторитет школы.
Возможно, перевод в другую школу решит ваши проблемы, но не проблемы ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Снндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Дефицит внимания ребенка может проявляться крайней отвлекаемо- стью, неспособностью длительно фокусировать внимание на чем-то од­ном, не очень интересном, несобранностью, «витанием в облаках». Родителям приходится несколько раз повторять одно и то же, а ребенок так и не слышит.

Повышенная двигательная активность выражается в том, что такому ребенку трудно усидеть на месте, он все время находится в движении, как будто бы к нему приделан моторчик, стремится куда-то, часто без всякого страха и «нулевым» инстинктом сохранения.

Импульсивность проявляется крайней нетерпеливостью, ребенок по­стоянно вмешивается в разговор, игру других детей, говорит без умолку, не может сидеть и играть тихо, не способен стоять в очередях.

К врачам стоит обращаться тогда, когда педагоги и родители не справляются сами с этой проблемой. Не стоит обращаться слишком ра­но: в возрасте 2-3 лет это может быть вариантом нормального развития. Средний возраст обращения за медицинской помощью — около 4 лет. Именно в этом возрасте особенно важно обратиться к врачам- специалистам для того, чтобы уточнить степень выраженности проблем и возможно пойти в школу чуть позже, после 7 лет.

Проблемное поведение детей с СДВГ обусловлено функциональной незрелостью/недостаточностью определенных зон мозга. Они умные, но не могут сдерживать ответные реакции на внешние и внутренние сти­мулы: отвлекаются на посторонние предметы, если неинтересно, могут встать и ходить по классу, ведут себя «как клоуны», могут импульсивно ударить без учета последствий и чаще в ситуации провокации других де­тей.

Время работает на таких детей и в 30—40 % случаев с возрастом эти проблемы проходят. Однако становятся взрослыми они намного позже: не в 21 год, а в 27 лет.

Важно не рассчитывать на их сознание, что ребенок сам поймет «что хорошо и что плохо», надо КОНТРОЛИРОВАТЬ их поведение и ФОРМИРОВАТЬ ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОСТОЯННО!!! Есть такое выражение: «У бурной реки должны быть хорошие берега». С эти­ми детьми особенно важно заниматься: отдавать в спортивные секции, творческие студии.

Поведение детей с СДВГ и эффективность их обучения часто опре­деляются «энергетическим» состоянием ребенка: в ситуациях, когда ребе­нок устал, он становится более не управляемым.

Важно следить за icm, чтобы ребенок высыпался и достаточное вре­мя бывал на свежем воздухе. Общение с компьютером в этом случае должно быть сведено к минимуму.

Дети с СДВ1 имеют «качели настроения». Им часто бывает «скуч­но», они особенно нуждаются в новых впечатлениях и не умеют «откла­дывать удовольствия на потом». Важно это понимать и использовать в воспитании и обучении различные приемы поощрения, причем незамед­лительные.

Их надо хвалить чаще, чем ругать... особенно родителям.

С ними тяжело… Такие дети нетерпеливы и избегают ситуаций на­пряжения: им проще отказаться, чем начинать что-то делать. Они «врож­денные оппозиционеры»: у них всегда сначала «нет». Они умеют доби­ваться своего. Отстаивая свои позиции, они способны потерять контроль над своими эмоциями, и тогда необходим «тайм-аут» — время, чтобы ус­покоится (2 минуты х возраст ребенка) и только затем следует продол­жить разговор. Противоречивое и непоследовательное воспитание, равно как желание сделать за ребенка, могут усиливать оппозиционное поведе­ние.

Детей с СДВГ не очень любят окружающие. Да, у них есть пробле­мы. Но самое страшное, когда ребенка начинают обвинять там, где он не виноват. Когда ребенок начинает верить, что он «плохой» и перестает стараться.

ПОМОГИТЕ своему ребенку, ПРИМИТЕ его таким, какой он есть, СОХРАНИТЕ ВЕРУ в него. Они добрые, отзывчивые, очень твор­ческие, у них в жизни будет много поступков.

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учреждения, в котором внедрен способ

подпись, дата)

АКТ О ВНЕДРЕНИИ

  1. Наименование предложения для внедрения___________________________
  2. Кем предложено (наименование учреждения-разработчика, авторы)
  3. Источник информации____________________________________
  4. Где и когда начато внедрение______________________________

(наименование лечебного учреждения, дата внедрения)

  1. Общее количество наблюдений: ___________________________
  2. Результаты применения метода за период с____________ по____

положительные (количество наблюдений): отрицательные (количество наблюдений): неопределенные (количество наблюдений):___________________________

  1. Эффективность внедрения:________________________________

К Замечания, предложения:__________________________________

Дета:__________________

Ответственные за внедрение:

(Ф.И.О., должность, подпись)

Источник: http://psihologos.akkupunktura.ru/?page_id=1744

Комментировать [ 23 ]Просмотров [ 907 ]
Комментарии

Поиск

Популярное

Облако тегов

Опрос

Архив

Календарь

Друзья